Интервью для © ComNews
Спикер: Евгений Усов (заместитель генерального директора — технический директор ЗАО «Джи Ти Эн Ти»)
Созданная в 2007 г. компания «Джи Ти Эн Ти» (GTNT) активно работала на рынке услуг спутниковой связи по технологии VSAT, а с середины 2012 г. является единственным в России сервис-провайдером сети подвижной спутниковой связи Thuraya. Однако в последнее время GTNT стала широко применять и другие телеком-технологии – от сотовых сетей 4G/LTE до волоконно-оптических подключений. В интервью порталу ComNews заместитель генерального директора — технический директор ЗАО «Джи Ти Эн Ти» Евгений Усов рассказал о том, как меняется спрос на телекоммуникационные сервисы на российском B2B-рынке, что позволило GTNT в 2022 г. значительно нарастить выручку и каковы планы компании по развитию ИТ-сервисов.
Рынок услуг VSAT в России стагнирует. Как компании GTNT в этой ситуации удается наращивать выручку?
Заказчики услуг связи хотят, чтобы было дешево, качественно и быстро. Соответственно мы, как оператор связи, давно превратились в системного интегратора, который объединяет различные услуги и приложения. Нам часто приходится помогать заказчику, вплоть до настройки его оборудования, интеграции на нем дополнительных сервисов, не говоря уже о предоставлении различных телекоммуникационных услуг. Мы можем объединить в сеть различные объекты клиента, вплоть до автомобилей. Например, для одного федерального ведомства мы объединили все его передвижные пункты по стране в общую технологическую сеть, задействовав технологии подвижного VSAT и спутниковой связи Thuraya. Используя Thuraya мы можем объединить в сеть заказчика как стационарные объекты, так и подвижные (в том числе и при их движении). Использование различных технических решений дает нам возможность предлагать различные скорости передачи данных – от 400 кбит/с до гигабитных скоростей.
С точки зрения технологий – мы в основном используем радиодоступ: радиорелейные линии связи, наложенные сотовые сети 4G/LTE (причем применяем оборудование, произведенное на территории России), Thuraya, VSAT. Кроме того, мы арендуем для подключения отдельных объектов заказчика и волоконно-оптические линии связи.
Некоторые клиенты называют GTNT «оператором последней надежды»: они знают, что если поручили нам подключить тот или иной объект, то в течение суток (максимум – двух) мы это обязательно сделаем. Несколько лет назад был случай, когда на юге России проходили военные учения, и по распоряжению Роскомнадзора была ограничена работа сотовых сетей, а у одного нашего заказчика на этой территории было восемь магазинов. И GTNT в течение одного дня установила на них спутниковые антенны Ка-диапазона, и весь бизнес этого заказчика работал без перерывов (что он высоко оценил).
Клиенты хотят получать услугу быстро. Имея разветвленную сеть монтажных бригад и складов по всей России, GTNT может организовать радиоканал хоть на Камчатке, хоть на Сахалине, не говоря уже о центральной части РФ. На наших складах по стране находятся от 1500 до 2000 комплектов оборудования, и буквально в момент получения бланка заказа бригада установщиков выдвигается на объект заказчика. Такие сервисы востребованы торговыми сетями, аптеками, АЗС. GTNT весьма гибка и по ценовой политике, поэтому всегда может найти с заказчиком общий язык.
Компания GTNT все же воспринимается на рынке как оператор VSAT. Какая доля объектов, обслуживаемых вашей компанией, подключена по технологии VSAT?
VSAT приносит нам уже менее 1/3 доходов и еще около 1/3 выручки GTNT обеспечивают услуги подвижной спутниковой связи Thuraya. Остальное приходится на иные, конвергентные, виды связи, и они развиваются гораздо быстрее. Достаточно сказать, что GTNT обслуживает более 30 тыс. каналов, организованных через сотовые сети (прежде всего, LTE), тогда как через VSAT мы подключили более 2 тыс. каналов. Суммарное количество активных каналов, обслуживаемых компанией GTNT, превысило 40 тыс. (более 6 тыс. каналов мы уже подключили в 2023 г.), и ежедневно мы подключаем по 130 каналов (последних миль), что является в нашей истории рекордом. Найдите хоть одного VSAT-оператора в России, который ставит по 130 каналов в день! Разумеется, наша служба техподдержки (по всем видам подключений) работает круглосуточно.
Во многом спрос на подключения создает система прослеживаемости товаров (в частности, лекарств и молочной продукции), а также Единая государственная автоматизированная информационная система учета алкоголя (ЕГАИС) – любая розничная точка, торгующая спиртным, может принять товар только при условии онлайн-подключения к этой системе. Поэтому различные магазины стали существенным драйвером роста. Причем, так как для всех магазинов от канала связи в прямом смысле слова стал зависеть бизнес, многие торговые сети и точки стали даже резервировать каналы: мне известны магазины, имеющие по три и даже по пять каналов связи.
То есть рост выручки вам обеспечивает не VSAT, а иные технологии.
Так однозначно я бы не утверждал. Наличие в портфеле услуг VSAT позволяет нам браться за проект любой сложности. В одном проекте может оказаться, условно, 100 наземных каналов, 10 каналов Thuraya и 5 VSAT-станций, но все это вместе позволяет GTNT делать в рамках одного договора уникальные проекты, за которые никто на рынке не возьмется. И это – наше ключевое преимущество.
GTNT является единственным в России сервис-провайдером Thuraya. Обращаются ли к вам за этим сервисом коллеги-конкуренты?
У нас есть масса дилеров по услугам Thuraya, и многие спутниковые операторы также ими являются. Все они, как и GTNT, имеют одинаковые условия доступа к ресурсам Thuraya. Единственное отличие — мы как владелец системы приземления трафика Thuraya на территории Российской Федерации, можем делать уникальные услуги типа VAS на этой сети. Например, для железных дорог на базе Thuraya мы создали систему оперативной связи (для ремонтных бригад, для локомотивов, для поездной диспетчерской радиосвязи). А один из лидеров лесозаготовительной отрасли с помощью М2М-модулей Thuraya обеспечивает мониторинг харвестеров – это решение позволяет передавать производителю больше 80 параметров работы этих дорогостоящих машин, а вендор имеет возможность оказывать проактивный сервис.
Какие скорости передачи данных обеспечивает Thuraya?
М2М-модули имеют скорость 15 кбит/с вверх и 60 кбит/с вниз, но для сервисов интернета вещей больше и не нужно. Корабельные терминалы Thuraya обеспечивают скорость до 444 кбит/с.
Если вернуться к теме VSAT – как GTNT решает проблему с абонентским оборудованием в ситуации, когда три из четырех основных вендоров (Hughes Network System, ST Engineering iDirect и Comtech/UHP) прекратили поставки в РФ, будучи американскими компаниями?
Мы работаем на семи космических аппаратах, используя семь различных технологических систем. Если говорить об услугах для массового рынка в Ка-диапазоне, на спутниках «Ямал-601» и «Экспресс-АМУ1», то в начале 2022 г. мы закупили столько оборудования, сколько влезло на склады, это сейчас оно уже завозится в Россию (речь про оборудование израильской фирмы Gilat Satellite Networks – прим. ComNews). Мы также используем каналы параллельного импорта, причем в GTNT есть внутренний департамент внешнеэкономической деятельности, и мы завозим оборудование различных вендоров в больших объемах. Например, только что мы получили из порта Новороссийска 5 тыс. комплектов оборудования.
В последнее время и владельцы спутниковых группировок, и провайдеры услуг спутникового ТВ, и некоторые VSAT-операторы сталкиваются с мощным помеховым воздействием и кибератаками. Испытывает ли такие сложности GTNT?
Помехи для нас – острая тема. Интерференция наблюдается не только в VSAT-сетях, но и в Thuraya, и нам приходится использовать от помех различные частотные планы. Этому в основном подвержен юг России. С точки зрения кибератак и информационной безопасности, мы проводим постоянный аудит всех информационных систем и оборудования.
Хватает ли вам спутниковой емкости и не ожидаете ли вы ее дефицита в ближайшем будущем – из-за того, что иностранные владельцы космических аппаратов ушли с российского рынка, а отечественные производители берут на создание новых спутников по четыре года?
Мы не испытываем никаких проблем с орбитальной емкостью. Отчасти это связано с тем, что большого прироста клиентской базы В2В, особенно в Ku-диапазоне, нет, а в Ka-диапазоне, который нужен массовому рынку, свободной емкости много.
Некоторое время назад многие VSAT-операторы видели точку роста в подвижной услуге: на судах, самолетах, автотранспорте. Как оценивает этот сегмент GTNT?
Несколько операторов в РФ работают на море. Одно судно может приносить им несколько миллионов рублей в месяц. Основную часть этого сегмента контролируют ГПКС и РТКОММ. Еще два VSAT-оператора сделали ставку именно на международный роуминг для морских клиентов. Мы пока не видим смысла в выходе на этот рынок, так как он высококонкурентен и мы пока не имеем возможности предложить заказчику перспективные виды связи на море, которые убедят его сменить оператора, ввиду нелегитимности данных услуг в нашей стране.
Что касается иных видов транспорта, автомобили – точно не рынок. Для поездов есть другие радиорешения, например есть оборудование с восемью SIM-картами, которое агрегирует весь ресурс базовых станций четырех федеральных операторов – четыре SIM-карты 4G и четыре – LTE. Мы также применяем подобные решения. Кроме того, мы предлагаем особое антенно-фидерное оборудование, которое обеспечивает связи не с ближайшими базовыми станциями, а более дальними – это также увеличивает емкость системы и скорости передачи данных.
На протяжении последнего десятилетия VSAT-операторы сетовали, что из-за наступления волоконно-оптических кабелей им остается все меньше места на рынке фиксированной связи на суше. Активизация GTNT в работе с другими технологиями, включая оптику – следствие этого тренда?
Исторически мы начинали как VSAT-оператор и отлично знаем, как на нем работать. Но возможности роста в этом сегменте замедлились, поэтому мы ищем новые векторы развития и видим, что диверсификация технологий работает. Но VSAT тоже обеспечивает нам существенный объем бизнеса.
Многие крупные наземные операторы все больше пытаются дистанцироваться от телекома и пробуют силы в ИТ и цифровых сервисах. Близки ли эти подходы для GTNT?
Мы внимательно на это смотрим. В разработке у GTNT находятся несколько цифровых сервисных платформ, которые строятся на конвергентном подходе к каналам связи. Мы видим, что во всем мире бурно развиваются дата-центры и облачные сервисы, с кросс-платформенным подходом и возможностью быстро и просто сконфигурировать любой, в том числе и уникальный, набор услуг – в этом направлении движется и GTNT, но до вывода продуктов на рынок подробности мы держим в секрете.
Прогнозируете ли вы изменение спроса на VSAT и иные телеком-решения?
Клиенту все равно, какую технологию мы применим – оптику или VSAT, С-, Ku- или Ка-диапазон. Слыша все эти слова, клиент сразу начинает грустить. Поэтому мы гарантируем клиенту услугу: провод, к которому можно подключить корпоративную сеть передачи данных, интернет-доступ, те или иные допуслуги (VAS) и др., причем говорим, что готовы сделать это в любой точке РФ. Так что VSAT (как и любая иная телеком-технология) никого не интересует – всем нужен определенный сервис. А технологии мы подберем сами – исходя из возможностей в том или ином месте. Такой подход близок клиентам, и он позволяет нам двигаться вперед.
Хотя встречаются и специфические клиенты. Например, несколько клиентов запрашивали интеграцию нашей системы мониторинга в его ITSM-систему. При такой интеграции робот к клиентской информационной системе, при нарушении SLA, может автоматически разместить заявку в системе GTNT, и в итоге заказчик в реальном времени наглядно видит весь путь прохождения заявки и реакции на нее. А в конце месяца система автоматически производит расчет SLA. Уже с несколькими клиентами мы работаем в таком едином информационном пространстве. И чем дальше, тем больше запросов на подобную интеграцию мы получаем.
Учитывая, что GTNT стала применять и сотовые технологии — чувствуете ли вы рыночную потребность в сетях 5G?
Потребность в скорости пропускания каналов связи постоянно растет. Если 15-20 лет назад мы давали канал со скоростью 64 кбит/с, а 10 лет назад – 512-256 кбит/с, то в настоящее время средний заказ – это 10 Мбит/с, а многие В2В-клиенты хотят получить каналы по 20-30 Мбит/с. Мы располагаем решениями для интеграции частот в сотовых сетях, которые в сети 4G/LTE могут легко обеспечить скорость передачи в 200-300 Мбит/с. Для движущихся объектов скорости выше 100 Мбит/с никто не запрашивает, поэтому пока острой необходимости в сетях 5G не наблюдается.
Но я считаю, что Россия не должна отставать от всего мира. И если во всем мире начала использоваться технология 5G, о мы тоже должны иметь такую инфраструктуру. Потому что через год или два начнут появляться новые приложения, сервисы и виды оборудования, которые будут требовать наличия такой инфраструктуры. При ее отсутствии мы не сможем работать с этими сервисами или оборудованием. Важно развиваться в мейнстриме, в котором идет весь мир, и отставать нельзя. Иначе мы столкнемся с замедлением развития экономики и отъездом разработчиков, которые ориентированы на новейшие технологии.
Источник: Не VSATом единым | ComNews